XIII интерактивный круглый стол «новое в законодательстве о публичных закупках: закон о контрактной системе и закон № 223-фз» (6 декабря 2024 г., юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова)
и
VIII Санкт-Петербургский международный форум контрактных отношений (24–25 октября 2024 г., конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», г. Санкт-Петербург)
В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 783719-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”» (далее – законо проект).
Ключевые слова:
законопроект; публичные закупки; новый закон о закупках
Дается сравнительный анализ утратившего силу Закона Республики Казахстан «О государственных
закупках» и нового одноименного Закона, который вступил в силу с 1 января 2025 г. Рассмотрены тенденции
совершенствования законодательства о государственных закупках, отдельные новеллы нового Закона о госзакупках, вопросы правоприменительной практики по госзакупкам.
Ключевые слова:
закупки Казахстана; тенденции совершенствования законодательства; новый закон о закупках; правоприменение
Проанализированы правила осуществления публичных закупок в Республике Индонезия – одного из наиболее динамично развивающихся мировых экономических центров. В центре внимания автора находятся стадия подготовки к осуществлению закупки, вопросы формирования заказчиком лотов, определения условий о средствах индивидуализации продукции, использования способов закупки. Анализируется нормативная среда в сфере исполнения сторонами контрактных обязательств с позиции необходимости поиска решения проблемы определения оптимальных границ изменения таких обязательств кредитором и должником, устранения правовой неопределенности в вопросе о видах платежей, используемых заказчиком по контракту.
Отдельный блок работы направлен на выявление особенностей осуществления контроля в сфере публичных закупок.
Ключевые слова:
публичные закупки в Индонезии; формирование лотов; техническое задание; способы закупки; единственный поставщик; электронный каталог; цифровизация
Анализируются понятие и содержание начальной (максимальной) цены контракта как одного из институтов контрактной системы, направленного на обеспечение реализации принципа эффективности осуществления закупок. Раскрываются основные проблемы, связанные с определением начальной (максимальной) цены контракта, приводятся примеры из практики прокурорского надзора. По итогам исследования делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правоприменительной практики определения начальной (максимальной) цены контракта.
План закупки корпоративных заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических
лиц», является публично размещаемым документом, с которого, в установленных случаях, стартует процесс
заключения гражданско-правового договора. В настоящей работе предпринимается попытка выявить цели,
которые преследовал законодатель, устанавливая регулирование соответствующего института, дается оценка
практической реализации постулируемых целей регулирования, предлагаются пути изменения действующего
законодательства о корпоративных закупках в соответствующей части.
Ключевые слова:
корпоративные закупки; план закупки; конкурентные закупки; договор; эффективность в закупках
Рассматриваются критерии идентификации юридических лиц в качестве корпоративных заказчиков
для установления отличия таких видов юридических лиц от государственных (муниципальных) заказчиков.
Проблематика обусловлена тем, что в корпоративных закупках заказчики имеют существенно большую степень
свободы: они самостоятельно формируют правила закупок в своих внутренних документах — положениях о закупке. Целью настоящего исследования является поиск критериев, позволяющих идентифицировать заказчи-
ков в корпоративных закупках для урегулирования вопроса о сфере действия Закона о закупках по кругу лиц.
Ключевые слова:
идентификация; корпоративный заказчик; государственный заказчик; виды юридических лиц; законодательство о закупках; экстраполяция
Рассмотрено предоставление бюджетного кредита в рамках ст. 93.6 Бюджетного кодекса РФ1 (бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, предоставляемого Российской Федерацией на основании заключаемых территориальными органами Федерального казначейства договоров). Рассмотрены условия предоставления бюджетного кредита, субъектный состав и особенности, возникающие в связи с предоставлением кредита муниципальным образованиям.
Ключевые слова:
предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета; особенности предоставления бюджетного кредита муниципальным образованиям
Анализируются некоторые аспекты и проблемы, возникающие при применении обеспечительных мер в виде приостановления исполнения договора по спорам о признании торгов недействительными в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Критически оцениваются противоречивые тенденции в судебной практике, сложившиеся в отсутствие единообразного подхода судов в вопросе принятия обеспечительных мер в виде приостановления исполнения договора по таким спорам, и даются рекомендации руководствоваться разъяснениями высших судебных органов, в том числе изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 № 15 «О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты»
Ключевые слова:
торги; недействительность торгов; недействительность договора; обеспечительные меры
Изложены особенности правового регулирования осуществления закупок в Донецкой Народной
Республике в период проведения экономико-правовой интеграции нового субъекта Российской Федерации
в правовое пространство. Представлены направления формирования законодательства Донецкой Народной
Республики в сфере закупок. Раскрыты основные проблемы, препятствующие позитивному правоприменению
в Донецкой Народной Республике федерального и регионального законодательства в сфере закупок.
Ключевые слова:
закупки; Донецкая Народная Республика; экономико-правовая интеграция; проблемы правоприменения
Рассмотрены особенности законодательства, регулирующего отношения нормирования затрат
в сфере закупки, дана оценка процесса формирования законодательства Донецкой Народной Республики,
регулирующего рассматриваемые отношения, выявлены проблемы осуществления этого процесса и обоснованы предложения по устранению этих проблем.
Ключевые слова:
законодательство; закупки; нормирование затрат; заказчики; органы государственной власти; требования; государственные и муниципальные нужды
Вовлечение технологий так называемого искусственного интеллекта в хозяйственные отношения требует исследования необходимости и возможности регулирования порядка применения этих технологий. Для сферы закупок этот вопрос особенно актуален, поскольку в ней созрели экономические и технологические предпосылки для внедрения таких технологий. Насколько востребованы нейросети в текущей парадигме закупок? И какая работа с нормативными актами потребуется для того, чтобы использование нейросетей для подготовки и проведения закупок стало легальным?
Рассматриваются проблемы практики признания неконкурентных способов закупок конкурентными. Одновременно у корпоративных заказчиков возникают проблемы в ситуациях, когда неконкурентные способы закупки не признают в качестве конкурентных. Таким образом, возникает противоречивый подход, например, антимонопольных органов к рассмотрению одной и той же проблемы. Это отражается на тарифном регулировании. Предлагается законодательство о тарифном регулировании привести в соответствие с законодательством о корпоративных закупках
Общество неуклонно стремится к автоматизации процессов, все большее значение приобретают высокотехнологичные решения, бизнес развивает деятельность, используя новейшее программное обеспечение. В связи с этим возникает ряд дискурсов, связанных в первую очередь с особенностями применения инновационных решений на практике, а также с созданием нормативно-правовой базы, описывающей происходящие процессы в условиях динамического развития рынка и общества. В статье рассмотрены основные принципы и особенности закупки высокотехнологичных решений для информационного моделирования градостроительства. Рассмотрены понятия «цифровая информационная модель», «технологии информационного моделирования», «инновационное решение», «цифровой двойник» и др. Опираясь на существующую нормативно-правовую базу, произведен анализ перечисленных понятий и выявлены основные закономерности при осуществлении закупок. В заключительной части проанализированы программные продукты, использующиеся в целях информационного моделирования градостроительства, проведено сравнение отечественных и зарубежных решений.
Ключевые слова:
инновационное высокотехнологичное решение; закупка; информационная модель; цифровой двойник; градостроительная деятельность; объект капитального строительства; программное обеспечение
В последнее время среди заказчиков и поставщиков обострилась профессиональная дискуссия по
поводу эффективности закрытого контура закупок, который регулируется постановлением Правительства РФ
от 6 марта 2022 г. № 301 и призван защитить информацию о контрактах от антироссийских санкций. В статье
обсуждаются возможности частичного опубличивания таких закупок
Автор обращается к одному из случаев неконкурентной закупки, который представляет собой преференцию для предприятий и учреждений уголовно-исполнительной системы. Преференция в виде прямой контрактации необходима в целях обеспечения предприятий заказами и создания рабочих мест для трудовой адаптации осужденных. Однако несовершенство юридической конструкции анализируемой нормы породило многочисленные злоупотребления на практике в виде субподрядного возложения исполнения контрактных обязательств на иных лиц.
Автор формулирует предложение о введении в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг общего требования о личном исполнении контракта при проведении закупок, в которых предоставляются любые преимущества.
Ключевые слова:
закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы; личное исполнение обязательства; преференции; контрактная система
Рассмотрены сущность и правовая природа заключаемого на практике прейскурантного договора, исследованы некоторые проблемы, связанные с заключением и исполнением данного договора, высказанные исследователями позиции по поводу правомерности его заключения, и сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова:
закупки; регламентированные закупки; прейскурантный договор; рамочный договор
Рассматриваются основные принципы нового закона Бразилии о государственных закупках, в том
числе принципы законности, обезличенности, морали, публичности, эффективности, общественного интереса,
административной честности, равенства, мотивированности, соблюдения конкурсной документации, объ-
ективности решений, правовой определенности, разумности, конкурентоспособности, пропорциональности,
оперативности, планирования, прозрачности, эффективности, разделения функций, экономичности, устой-
чивого национального развития. Дается общая оценка новому закону Бразилии о государственных закупках.
Ключевые слова:
государственные закупки; принципы; законность; обезличенность; публичность; эффективность
Рассматриваются виды закупок в России и Бразилии: государственные (муниципальные) и корпоративные. Кратко анализируются положения двух российских и двух бразильских специальных законов о закупках. Отдельно рассматривается вопрос об обеспечении общественного интереса при проведении публичных закупок, ставится вопрос о целесообразности закрепления в законодательстве о закупках принципа приоритета публичного интереса. Дается общая характеристика конкурентным спо- собам закупок в Бразилии, рассматриваются ценовые пороги при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Ключевые слова:
виды закупок; корпоративные закупки; общественный интерес; способы закупок; ценовые пороги
Уважаемый судья Фаусто Мартин Де Санктис! Прежде всего позвольте поблагодарить Вас за согласие дать интервью нашему журналу «Публичные закупки и право». Вы являетесь одним из членов редакционного совета этого журнала, чему мы очень рады.
Мы знакомы с Вами с 2012 года. Регулярно видим Вас на различных конференциях, в том числе на международной конференции «Публичные закупки: проблемы правоприменения», которая ежегодно проводится на Юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. В текущем году выйдет в свет очередная коллективная монография (на русском языке) о законодательстве о закупках в зарубежных странах, в которой Вы являетесь автором раздела о Бразилии. Общение с Вами на страницах нашего журнала указывает на особенный характер нашего сотрудничества.
Мы знаем, что Вы являетесь очень известным судьей в Бразилии. В России Вы известны прежде всего в связи с уголовным делом против Бориса Березовского. Вы вынесли ему обвинительный приговор в 2006 году. Но об этом позже. Поскольку наш журнал касается научных проблем в сфере закупок, позвольте задать Вам несколько вопросов о законодательстве Бразилии о закупках.
В статье рассматриваются процессы цифровизации системы публичных закупок, используемые в качестве инструментов повышения эффективности государственного управления. Проводится сравнительный анализ внедрения инноваций в системе публичных закупок Республики Корея и Российской Федерации. Обобщаются причины отсталости цифровой трансформации рынка государственных и муниципальных закупок Российской Федерации. Обосновывается вывод об отсутствии причинно-следственных связей несовершенства нормативно-правового регулирования и реальной имплементации цифровых инструментов.
В статье рассматривается комплексный подход законодателя Южной Кореи к вопросу поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в системе государственных закупок. В общих законах закреплены меры государственной поддержки, направленные не только на обеспечение развития этих субъектов, но и на косвенное стимулирование их участия в государственных закупках. В специальных же законах меры такой поддержки определяются с учетом особенностей закупочных отношений, они дополняют перечень мер поддержки, установленных в общих законах.
Ключевые слова:
государственные закупки, Южная Корея, субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка
Осуществлен анализ двух основных групп субъектов, наделенных преимущественными правами на заключение государственных контрактов в Южной Корее. К первой группе относятся субъекты, в отношении которых проводится государственная политика по улучшению их социально-экономического положения и повышению занятости населения, т.е. те субъекты (резиденты), которым обеспечивается государственная поддержка. Вторую группу составляют субъекты международных экономических отношений (нерезиденты), которым в соответствии с международным и национальным законодательством гарантировано обеспечение преимущественных прав участия в государственных закупках в Южной Корее.
Ключевые слова:
публичные закупки, государственный контракт, преимущественное право, субъекты малого и среднего предпринимательства
данной статье сравниваются подходы к закупкам у малого и среднего предпринимательства (МСП) в России с Республикой Корея. Удалось проследить, как развивались эти системы, почему происходили изменения и как повлияло на закупочную систему России увеличение с 20 до 25% обязательной доли закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства. Отдельно рассматривается вопрос об организации неконкурентных закупок, осуществляемых на суммы, не превышающие 20 млн руб., у МСП в электронном магазине.
Ключевые слова:
закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, неконкурентные закупки, опе- ратор электронной площадки, общий годовой объем закупок
В статье рассматриваются особенности уголовной ответственности за преступления в сфере публичных закупок по законодательству Республики Корея. Ключевое отличие — уголовная ответственность предусмотрена не только в Уголовном кодексе Республики Корея, но и в иных законах. На российскую правоприменительную практику влияет наличие нескольких законов, регулирующих публичные закупки. При этом уголовно наказуемые нарушения законодательства о регулировании государственных закупок отражены в Уголовном кодексе России специальными составами. Уголовно наказуемые нарушения законодательства о регулировании корпоративных закупок квалифицируются общими составами Уголовного кодекса России.
Статья посвящена анализу правового регулирования системы экологичных публичных закупок в Южной Корее. Исследуются нормативное регулирование публичных закупок в Корее, основные субъекты таких правоотношений. Акцент сделан на значении программ минимальной закупки экологичной продукции (Minimum Green Standard Product Purchase) и обязательной закупки экологичной продукции (Mandatory Purchase of Green Products).
Ключевые слова:
публичные закупки, экологичная продукция, Южная Корея, экологичные публичные закупки, устойчивая экономика, устойчивые государственные закупки
Республика Корея имеет большой опыт по трансформации системы закупок. Этот опыт ценен тем, что позволяет не только в теории, но и на практике увидеть эффективность конкретных закупочных инструментов и оценить ограничения их применения. Корейские эксперименты в сфере регулирования закупок — это пример планомерного поиска баланса и отказа от крайностей. И потому изучение этого опыта актуально для любого государства, заинтересованного в развитии своей системы публичных закупок.
Ключевые слова:
публичные закупки, тендер, аукцион, автоматизация закупок, законодательство, Республика Корея, зарубежный опыт
В статье представлены результаты исследования средств противодействия коррупции, предусмотренных законодательством Республики Корея о публичных закупках. Автор анализирует законодательные требования об обязательном осуществлении публичных закупок в электронной форме через центральный орган управления закупками. Описывается влияние цифровизации и централизации закупок на снижение коррупционных рисков. Раскрываются используемые в правоприменительной практике Республики Корея возможности выявления признаков фальсификации процедур определения поставщика продукции. Отдельное внимание уделено юридической ответственности за указанную фальсификацию. Оцениваются положения корейского законодательства об отстранении от участия в государственных закупках как средстве противодействия коррупции. Обзорно рассматриваются законодательные предписания об урегулировании конфликта интересов в государственных закупках и необходимости заключения с участником закупки соглашения о его добросовестности.
Ключевые слова:
публичные закупки, коррупция, цифровизация закупок, централизация закупок, отстранение от участия в закупке, конфликт интересов, соглашение о добросовестности участника закупки
Республика Корея внедряет централизованную систему закупок и исследует множество уникальных и передовых мер в системе государственных закупок. В статье представлены соответствующие законодательные и системные положения в области государственных закупок в Южной Корее, обобщены характеристики действующей системы закупок в Корее, а также проанализированы текущие проблемы закупочной системы Южной Кореи, обсуждаемые в китайских академических кругах.
Ключевые слова:
публичные закупки, Южная Корея, электронные закупки, «зеленые» закупки
В статье рассматривается проблема корректировки цены государственных контрактов в Южной Корее в связи с колебаниями цен, анализируются соответствующие решения Верховного Суда Республики Корея и юридическая литература. Автор приходит к выводу о том, что принятое большинством судей Верховного Суда решение в меньшей степени удовлетворяет природе рассматриваемых правоотношений, чем позиция двух судей, изложенная в особом мнении. По мнению автора, заказчики обязаны (а не вправе) корректировать цену государственного контракта в предусмотренных законом случаях.
Ключевые слова:
публичные закупки, государственный контракт, изменение цены, Верховный Суд Республики Корея
В статье рассматриваются основные понятия, используемые в законодательстве в сфере публичных закупок Южной Кореи: «товары (работы, услуги)», «заказчики», «контракты» и др. Раскрывается содержание указанных понятий и проводится их сравнение с аналогичными понятиями из российского законодательства.
Ключевые слова:
публичные закупки, международный опыт в сфере закупок
В статье анализируется программа «Государственная превосходная продукция», реализуемая Правительством Южной Кореи в системе публичных закупок. В статье отмечается заинтересованность всех сторон закупочного процесса (заказчиков, поставщиков и государства в целом) в реализации этой программы. Вместе с этим автор указывает на проблемы, связанные с реализацией программы (сложность выпуска такого рода продукции, трудность определения критериев «превосходной» продукции, высокая цена такой продукции и др.).
Ключевые слова:
публичные закупки, Республика Корея, «превосходная» продукция, закупка у единственного поставщика
В статье анализируются положения законодательства Южной Кореи, касающиеся участия субъектов малого и среднего предпринимательства в публичных закупках. Особый акцент автор делает на вопросе поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предлагающих инновационные технологии. Система закупок Кореи рассматривается автором как важнейший инструмент развития малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова:
публичные закупки, субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), инновационные технологии, Республика Корея
В статье рассматриваются общие положения, сходства и ключевые различия в правовом регулировании отношений в сфере публичных закупок в России и Южной Корее. Автор рассматривает централизованную (в Республике Корея) и децентрализованную (в России) системы закупок, сравнивает информационные системы в сфере закупок, применяемые способы закупок. Отдельное внимание уделено вопросам, касающимся функционирования реестров недобросовестных поставщиков, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, стимулирования закупок инновационной продукции.
Ключевые слова:
публичные закупки; способы закупок; реестр недобросовестных поставщиков; субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП)