Уважаемый судья Фаусто Мартин Де Санктис! Прежде всего позвольте поблагодарить Вас за согласие дать интервью нашему журналу «Публичные закупки и право». Вы являетесь одним из членов редакционного совета этого журнала, чему мы очень рады.
Мы знакомы с Вами с 2012 года. Регулярно видим Вас на различных конференциях, в том числе на международной конференции «Публичные закупки: проблемы правоприменения», которая ежегодно проводится на Юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. В текущем году выйдет в свет очередная коллективная монография (на русском языке) о законодательстве о закупках в зарубежных странах, в которой Вы являетесь автором раздела о Бразилии. Общение с Вами на страницах нашего журнала указывает на особенный характер нашего сотрудничества.
Мы знаем, что Вы являетесь очень известным судьей в Бразилии. В России Вы известны прежде всего в связи с уголовным делом против Бориса Березовского. Вы вынесли ему обвинительный приговор в 2006 году. Но об этом позже. Поскольку наш журнал касается научных проблем в сфере закупок, позвольте задать Вам несколько вопросов о законодательстве Бразилии о закупках.
Ключевые слова:
интерьвю; закупки; Бразилия
Актуальные правовые проблемы в сфере закупок в России
Рассмотрены сущность и правовая природа заключаемого на практике прейскурантного договора, исследованы некоторые проблемы, связанные с заключением и исполнением данного договора, высказанные исследователями позиции по поводу правомерности его заключения, и сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова:
закупки; регламентированные закупки; прейскурантный договор; рамочный договор
Автор обращается к одному из случаев неконкурентной закупки, который представляет собой преференцию для предприятий и учреждений уголовно-исполнительной системы. Преференция в виде прямой контрактации необходима в целях обеспечения предприятий заказами и создания рабочих мест для трудовой адаптации осужденных. Однако несовершенство юридической конструкции анализируемой нормы породило многочисленные злоупотребления на практике в виде субподрядного возложения исполнения контрактных обязательств на иных лиц.
Автор формулирует предложение о введении в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг общего требования о личном исполнении контракта при проведении закупок, в которых предоставляются любые преимущества.
Ключевые слова:
закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы; личное исполнение обязательства; преференции; контрактная система
В последнее время среди заказчиков и поставщиков обострилась профессиональная дискуссия по
поводу эффективности закрытого контура закупок, который регулируется постановлением Правительства РФ
от 6 марта 2022 г. № 301 и призван защитить информацию о контрактах от антироссийских санкций. В статье
обсуждаются возможности частичного опубличивания таких закупок
Общество неуклонно стремится к автоматизации процессов, все большее значение приобретают высокотехнологичные решения, бизнес развивает деятельность, используя новейшее программное обеспечение. В связи с этим возникает ряд дискурсов, связанных в первую очередь с особенностями применения инновационных решений на практике, а также с созданием нормативно-правовой базы, описывающей происходящие процессы в условиях динамического развития рынка и общества. В статье рассмотрены основные принципы и особенности закупки высокотехнологичных решений для информационного моделирования градостроительства. Рассмотрены понятия «цифровая информационная модель», «технологии информационного моделирования», «инновационное решение», «цифровой двойник» и др. Опираясь на существующую нормативно-правовую базу, произведен анализ перечисленных понятий и выявлены основные закономерности при осуществлении закупок. В заключительной части проанализированы программные продукты, использующиеся в целях информационного моделирования градостроительства, проведено сравнение отечественных и зарубежных решений.
Ключевые слова:
инновационное высокотехнологичное решение; закупка; информационная модель; цифровой двойник; градостроительная деятельность; объект капитального строительства; программное обеспечение
Рассматриваются проблемы практики признания неконкурентных способов закупок конкурентными. Одновременно у корпоративных заказчиков возникают проблемы в ситуациях, когда неконкурентные способы закупки не признают в качестве конкурентных. Таким образом, возникает противоречивый подход, например, антимонопольных органов к рассмотрению одной и той же проблемы. Это отражается на тарифном регулировании. Предлагается законодательство о тарифном регулировании привести в соответствие с законодательством о корпоративных закупках
Вовлечение технологий так называемого искусственного интеллекта в хозяйственные отношения требует исследования необходимости и возможности регулирования порядка применения этих технологий. Для сферы закупок этот вопрос особенно актуален, поскольку в ней созрели экономические и технологические предпосылки для внедрения таких технологий. Насколько востребованы нейросети в текущей парадигме закупок? И какая работа с нормативными актами потребуется для того, чтобы использование нейросетей для подготовки и проведения закупок стало легальным?
Рассмотрены особенности законодательства, регулирующего отношения нормирования затрат
в сфере закупки, дана оценка процесса формирования законодательства Донецкой Народной Республики,
регулирующего рассматриваемые отношения, выявлены проблемы осуществления этого процесса и обоснованы предложения по устранению этих проблем.
Ключевые слова:
законодательство; закупки; нормирование затрат; заказчики; органы государственной власти; требования; государственные и муниципальные нужды
Изложены особенности правового регулирования осуществления закупок в Донецкой Народной
Республике в период проведения экономико-правовой интеграции нового субъекта Российской Федерации
в правовое пространство. Представлены направления формирования законодательства Донецкой Народной
Республики в сфере закупок. Раскрыты основные проблемы, препятствующие позитивному правоприменению
в Донецкой Народной Республике федерального и регионального законодательства в сфере закупок.
Ключевые слова:
закупки; Донецкая Народная Республика; экономико-правовая интеграция; проблемы правоприменения
Анализируются некоторые аспекты и проблемы, возникающие при применении обеспечительных мер в виде приостановления исполнения договора по спорам о признании торгов недействительными в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Критически оцениваются противоречивые тенденции в судебной практике, сложившиеся в отсутствие единообразного подхода судов в вопросе принятия обеспечительных мер в виде приостановления исполнения договора по таким спорам, и даются рекомендации руководствоваться разъяснениями высших судебных органов, в том числе изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 № 15 «О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты»
Ключевые слова:
торги; недействительность торгов; недействительность договора; обеспечительные меры
Рассмотрено предоставление бюджетного кредита в рамках ст. 93.6 Бюджетного кодекса РФ1 (бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, предоставляемого Российской Федерацией на основании заключаемых территориальными органами Федерального казначейства договоров). Рассмотрены условия предоставления бюджетного кредита, субъектный состав и особенности, возникающие в связи с предоставлением кредита муниципальным образованиям.
Ключевые слова:
предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета; особенности предоставления бюджетного кредита муниципальным образованиям
Рассматриваются критерии идентификации юридических лиц в качестве корпоративных заказчиков
для установления отличия таких видов юридических лиц от государственных (муниципальных) заказчиков.
Проблематика обусловлена тем, что в корпоративных закупках заказчики имеют существенно большую степень
свободы: они самостоятельно формируют правила закупок в своих внутренних документах — положениях о закупке. Целью настоящего исследования является поиск критериев, позволяющих идентифицировать заказчи-
ков в корпоративных закупках для урегулирования вопроса о сфере действия Закона о закупках по кругу лиц.
Ключевые слова:
идентификация; корпоративный заказчик; государственный заказчик; виды юридических лиц; законодательство о закупках; экстраполяция
План закупки корпоративных заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических
лиц», является публично размещаемым документом, с которого, в установленных случаях, стартует процесс
заключения гражданско-правового договора. В настоящей работе предпринимается попытка выявить цели,
которые преследовал законодатель, устанавливая регулирование соответствующего института, дается оценка
практической реализации постулируемых целей регулирования, предлагаются пути изменения действующего
законодательства о корпоративных закупках в соответствующей части.
Ключевые слова:
корпоративные закупки; план закупки; конкурентные закупки; договор; эффективность в закупках
Анализируются понятие и содержание начальной (максимальной) цены контракта как одного из институтов контрактной системы, направленного на обеспечение реализации принципа эффективности осуществления закупок. Раскрываются основные проблемы, связанные с определением начальной (максимальной) цены контракта, приводятся примеры из практики прокурорского надзора. По итогам исследования делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правоприменительной практики определения начальной (максимальной) цены контракта.
В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 783719-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”» (далее – законо проект).
Ключевые слова:
законопроект; публичные закупки; новый закон о закупках
Рассматриваются виды закупок в России и Бразилии: государственные (муниципальные) и корпоративные. Кратко анализируются положения двух российских и двух бразильских специальных законов о закупках. Отдельно рассматривается вопрос об обеспечении общественного интереса при проведении публичных закупок, ставится вопрос о целесообразности закрепления в законодательстве о закупках принципа приоритета публичного интереса. Дается общая характеристика конкурентным спо- собам закупок в Бразилии, рассматриваются ценовые пороги при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Ключевые слова:
виды закупок; корпоративные закупки; общественный интерес; способы закупок; ценовые пороги
Рассматриваются основные принципы нового закона Бразилии о государственных закупках, в том
числе принципы законности, обезличенности, морали, публичности, эффективности, общественного интереса,
административной честности, равенства, мотивированности, соблюдения конкурсной документации, объ-
ективности решений, правовой определенности, разумности, конкурентоспособности, пропорциональности,
оперативности, планирования, прозрачности, эффективности, разделения функций, экономичности, устой-
чивого национального развития. Дается общая оценка новому закону Бразилии о государственных закупках.
Ключевые слова:
государственные закупки; принципы; законность; обезличенность; публичность; эффективность
Проанализированы правила осуществления публичных закупок в Республике Индонезия – одного из наиболее динамично развивающихся мировых экономических центров. В центре внимания автора находятся стадия подготовки к осуществлению закупки, вопросы формирования заказчиком лотов, определения условий о средствах индивидуализации продукции, использования способов закупки. Анализируется нормативная среда в сфере исполнения сторонами контрактных обязательств с позиции необходимости поиска решения проблемы определения оптимальных границ изменения таких обязательств кредитором и должником, устранения правовой неопределенности в вопросе о видах платежей, используемых заказчиком по контракту.
Отдельный блок работы направлен на выявление особенностей осуществления контроля в сфере публичных закупок.
Ключевые слова:
публичные закупки в Индонезии; формирование лотов; техническое задание; способы закупки; единственный поставщик; электронный каталог; цифровизация
Дается сравнительный анализ утратившего силу Закона Республики Казахстан «О государственных
закупках» и нового одноименного Закона, который вступил в силу с 1 января 2025 г. Рассмотрены тенденции
совершенствования законодательства о государственных закупках, отдельные новеллы нового Закона о госзакупках, вопросы правоприменительной практики по госзакупкам.
Ключевые слова:
закупки Казахстана; тенденции совершенствования законодательства; новый закон о закупках; правоприменение
XIII интерактивный круглый стол «новое в законодательстве о публичных закупках: закон о контрактной системе и закон № 223-фз» (6 декабря 2024 г., юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова)
и
VIII Санкт-Петербургский международный форум контрактных отношений (24–25 октября 2024 г., конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», г. Санкт-Петербург)
Ключевые слова:
мероприятия; форум; круглый стол
Судебная и административная практика по закону №233-ФЗ